Прежде всего, давайте разберемся с видами мотивации с психологической точки зрения:
1. Эмоциональная
Позитивная мотивация подразумевает уже испытанное удовольствие от собственных познаний иностранного языка, которое ребенок будет хотеть повторить снова и снова. К примеру, учитель похвалил за составленный диалог с одноклассником, после чего ученик захочет говорить на английском даже вне учебного процесса.
Однако существует и парадоксальная негативная мотивация: ее вызывают негативные эмоции, заставляющие покорять новые высоты и толкающие к новым «подвигам». Например, выучить английский самостоятельно и «всем назло», особенно когда в школе с ним у вас было не очень. Насмешки одноклассников также зачастую подталкивают ребенка все выше и выше к знаниям.
2. Связанная с целями и приоритетами
Каждому человеку, даже совсем маленькому, хочется чего-то достигать. Ребенок готов на многое в изучении нового предмета, можете в этом не сомневаться. Если он умеет мечтать и достигать своих целей — а вы его этому обязательно обучите — он сможет приложить усилия и выучить многое из нового языка.
Среди детских убеждений и системы ценностей мотивация занимает свое почетное место. Ребенок, как и взрослый, мечтает о духовном и материальном. Следует донести до малыша, что помимо духовного роста, улучшения умственной деятельности, успешной коммуникации он получит и прибыль в будущем — и именно благодаря английскому языку. Например, устроившись на работу в престижную компанию, где знания иностранного обязательны. И учеба — это достойный вклад в будущее каждого человека.
3. Социальная и индивидуальная
Ребенку-полиглоту или эрудиту захочется изучить английский для самоутверждения, расширения кругозора и повышения самооценки. Родители и учитель могут убедить детей в том, что вследствие получения хорошей базы английского у него наработается профессионализм, а затем появится и достойный заработок или возможность посещать англоязычные страны мира. Многим детям просто интересно учиться, а вовремя «подсунув» нужный материал, вы этим выгодно воспользуетесь.
Учет возрастных особенностей при мотивировании ребенка
ü Первоклашка пробует себя в новой роли ученика, потому стремление к знаниям для детей младшего школьного возраста попросту характерно. Английский благоприятно начинать учить именно с 6-7 лет. Желаете уйти от бесконечных тренировок и «дриллов»? Заинтересуйте малыша в этом возрасте игровой формой и устным общением.
Почему английский лучше дается ученикам 1,2 и 3 классов наряду с пятиклашками? Неужели это влияние помощи родителей при выполнении домашних заданий? Вряд ли только это. Кроме всего прочего, они более заинтересованы в успехах своих детей. Просите дочь почитать книгу вслух, мотивируя это тем, что вам нравится звучание.
ü Средний школьный возраст знаком нам желанием ребенка стать уникальнее, многограннее и самостоятельнее, потому и это важно использовать при изучении иностранного языка. Именно труд становится неотъемлемой частью обучения, ведь игры уже уходят на второй план. Интересы становятся первостепенными, а потому все, что с ними связано, тоже окажется важным: например, инструкции к любимой игре, тексты песен кумира, описания нашумевших фильмов на английском.
Иностранным языком можно мотивировать и тогда, когда подростку понадобится больше общения — потому в обучении детей среднего школьного возраста максимально используется коммуникативный принцип. Соцсети дадут широкие возможности для общения с носителями языка. Кроме того, как мы заметили выше, в этом прекрасном переходном возрасте становятся интересными фильмы, передачи, ролики на Youtubeи музыка в оригинале. Важно выбирать емкие, короткие и обязательно веселые материалы. Обязательно интересуйтесь, о чем они были.
ü Старшеклассник готовится к вступлению во взрослую жизнь и будущей профессии, а потому английский важен как средство для поддержания личных интересов. Находя англоязычные статьи, журналы и интернет-сайты, связанные с увлечениями подростка, вы стимулируете его неподдельную заинтересованность языком. Помните, что в этом возрасте не нужно требовать досконального выполнения заданий — лучше попросите выразить собственное мнение, одобрить или раскритиковать, поделиться мыслями на языке оригинала. На этом этапе ученик понимает, что английский ему нужен не для пятерки в журнале, а для выражения себя.
10 идей для повышения уровня мотивации
Учите английский без отрыва от практики: помогайте вашему ребенку понять, что важны не исключительно одни знания, но и то, где он их может применить. Поясните, что «подтягивать» свой уровень языка до высшего необходимо не потому, что все ученики класса молодцы, а потому что вашему чаду понадобится английский в поездке за границу. Уверен, что следующие советы будут эффективными для создания благоприятных условий в обучении языка и применения его на практике.
- Осмотритесь в собственной квартире. Вы наверняка встретите надписи на предметах и технике, вроде «stop» или «enter». Это ли не повод для того, чтобы помочь ребенку перевести их и начать применять в жизни? Кроме того, с первоклассником уже можно поиграть в игру «назови предметы, что тебя окружают».
- Если сын путается в буквах алфавита, не видит разницы между кириллицей и латиницей, то попробуйте писать ему милые SMS на английском. Может, поймет он и мало, однако алфавит изучит досконально.
- Практически каждый школьник обожает компьютерные игры. Что может улучшить ход игры, если не знания английского? Ведь вы можете помогать ребенку осваивать новые уровни, переводя слова прямо с экрана, слушая речь героев и читая субтитры.
- Поездка на отдых «за бугор» — также неимоверный стимул. Если Англия и США ребенку не светят, сойдет и общение с турецким служащим в гостинице. Дайте своему отпрыску почувствовать, что за границей его понимают и знания открывают много новых возможностей.
- Большие мечты становятся досягаемыми после длинного пути к ним, который состоит из маленьких шажков. Краткосрочные цели более предпочтительны для ребенка, нежели запредельное «станешь дипломатом». Попробуйте мотивировать малыша тем, что вскоре он сможет смотреть диснеевский мультик в оригинале.
- «Давите» на положительные эмоции, когда за удачно выученный стих на английском учитель хвалит, а после неудачно выученного можно испытать лишь стыд перед всем классом. Замечайте успехи, опускайте неудачи. Много двоек? Не беда! Расскажите истории из собственной учебной жизни и способы преодоления этих проблем.
- Любые сравнения с другими школьниками неуместны. Они вызывают не желание учиться, а ненависть к конкурентам по знаниям. Кроме того, ребенок может усомниться в вашей любви, поймет, что не оправдал надежд родителей. Более эффективны сравнения собственного ребенка с ним же самим — только несколькими месяцами ранее или позже. Оценивайте прогресс.
- Не бойтесь трудностей и вместе изучайте язык, подавая ученику пример. Не принуждайте, а направляйте. Воспитание собственным примером творит чудеса! Станьте авторитетом для детей и тогда вы сами сможете играть в двух добропорядочных англичан, общаясь на английском даже дома.
- Уходите от скучных и однообразных заданий. Грамотно подобранная и скачанная компьютерная программа позволит вашему малышу получить достаточно высокую мотивацию для изучения языка. Серия видео для обучения «Magic English» напрямую связана с мультипликацией Диснея, а потому наверняка будет оценена вашим ребенком по достоинству.
- Книги никто не отменял! Особенно сказки на английском в оригинале, если школьник обожает чтение. Исключите переводы русских сказок, чтобы обратиться именно к исконному английскому лексикону. Можно подключить адаптированные выпуски одной и той же книги для различных возрастных категорий юных читателей.