Сегодня многие преподаватели используют многие нетрадиционные методы изучения английского языка, и я не исключение. Настало время, когда классические приемы можно оставить позади и предложить иные пути познания. Предложенный мною метод изучения языка уникален и применяется мною в силу своей эффективности. Неравнодушный к передовым методикам, приемам и технологиям обучения английскому, я в своем ежедневном труде вывел для себя одну успешную формулу.
Едем по дороге знаний
Многим москвичам знакома ситуация, когда обучаться вождению в силу коррупции и покупки водительского удостоверения приходится в чистом поле за МКАДом. Всего 2-3 дня усиленных тренировок — и вот вы уже на Тверской с «правами», готовитесь к своему первому ралли по каменным джунглям.
Волей-неволей вы едете, нарушая правила, совершая ошибки, испытывая страх на каждом метре… Но несмотря на все это, вы потихонечку доедете из центра города к окраинам!
И хоть будучи ранее пассажиром в автобусе или обычным пешеходом, вы наблюдали некоторые дорожные знаки и сверялись со светофором, сейчас ситуация совершенно иная. Вы почувствовали, как сложно быть водителем и насколько это незнакомо. И при этом ехали!
Практикуем английский на ходу
Проводя аналогию с изучением английского языка, я всегда говорю, что вождение автомобиля похоже на практику языка в разговоре, а дорожные знаки напоминают правила языка, которые вы должны хоть немного, но изучить перед практикой.
На моих уроках мы сперва выучим базовые устные выражения и фразы, которые вам пригодятся в общении, а затем начнем «ехать», т.е. практиковать английский в деле. И будем учить грамматику по «дороге».
Опыт без практики — ничто
Если пытаться говорить на английском как можно чаще, то и грамматику можно выучить в ходе разговоров, чтобы в целом речь была грамотной. А если всю жизнь просидеть на словарях и сводах правил, то говорить без практики не получится, поскольку мы даже ни разу не пробовали это делать.
Потому я советую как можно больше говорить на английском — и рано или поздно вас обязательно поймут. Вы сможете «ехать» — пусть сначала с нарушениями и ошибками, но вскоре они уйдут, ведь вы станете опытным.
Я попробовал объяснить вам принцип моей методики простыми словами, а теперь расскажу о нем подробнее. Моя система обучения включает в себя различные этапы, которые зависят от уровня, индивидуальных особенностей и целей моего ученика.
Как правило, если занятия начинаются «с нуля», то:
1. Я использую вводную программу, которая подготавливает ученика к пониманию теоретических основ грамматики, элементарной работе с текстом и восприятию разговорной речи на слух.
2. По окончании этой программы мы начинаем разговаривать только по-английски.
Важные моменты при работе на данном этапе
- Естественно, те слова, которые вы не знаете, я перевожу. И потому как целый ряд слов требуется повторять изрядно, то уже спустя некоторое время, когда я в третий раз его переведу, в четвертый вы будете знать слово без перевода.
- Если вы желаете что-то сообщить, но не способны выразить мысль по-английски, безусловно, вы имеете возможность объясняться по-русски, и я вывожу вас из затруднения, чтобы произнести это по-английски.
- Разумеется, с учениками среднего уровня и выше я не переключаюсь на русский, а применяю синонимы или «разжевываю» значение слов на английском языке. Я добиваюсь, чтобы вы научились мыслить и называть все окружающие предметы только на английском.
- Если вы что-то хотите сказать, но не знаете, как это будет звучать по-английски, мы заучиваем с вами специальную систему ключевых клише и схем вопросов для дальнейшего продолжения беседы, не переходя на русский.
- На каждом этапе я стараюсь вам помочь, т.к. моя задача — это чтобы вы улавливали и умели объяснить первую попавшуюся грамматическую конструкцию, с которой сталкиваетесь на уроке. Если вы не знаете её, то, как же вы будете её употреблять?!
Теория, подкрепленная опытом и практикой
Для каждого правила мой личный опыт служит источником примеров того, когда и где я на своей практике английского общения слышал или употреблял эту идиому. Потом я с вами нахожу жизненную ситуацию, где бы вы смогли применить эту структуру в собственной практике. В противном случае это устойчивое выражение сохранится в памяти только в качестве теории, и вы не сможете употреблять его в диалогах.
Если занятие посвящено повторению материала, над которым вы сейчас работаете, то отдельным блоком я задаю вам новое упражнение, рассказ или сценку из фильма, где вам следует оперировать уже заученными правилами или идиомами. Мы постоянно пересказываем пройденный текст или эпизод из кинофильма в альтернативном контексте. Это совершенствует вашу способность использовать собственные теоретические знания в разговорной практике.
Мотивация и заинтересованность — весомые факторы в обучении
Перед тем как отфильтровать и найти какой-либо материал я задаю вам вопросы по тематике, к которой у вас проявляется интерес. Я всегда принимаю во внимание ваши знания по топику, который мы обсуждаем. Хорошие плодотворные обсуждения, как правило, удаются на темы, о которых у человека есть уже сложившаяся точка зрения. В этих беседах вы будете употреблять фразы и новые слова, которые совпадают с вашим образом жизни, а самое главное — с вашими мыслями.
Частные уроки английского становятся результативными при условии, если вы к ним проявляете интерес. Я давно уже выбросил за борт отечественные учебники, во время чтения которых ученики начинают ворон считать и позевывать. Видеоуроки, увлекательные истории, захватывающие внимание случаи и события из жизни — это идеальный материал для создания конструктивных, полезных и эффективных занятий, которые при систематическом применении дают оптимизированные результаты.
Английский шаг за шагом
Каждое из занятий просто обязано вкладывать в вас ощущение полноты полученных знаний и последовательной завершенности работы. К примеру, если вы начали диалог с репетитором или обсуждение отрывка из фильма, то вам следует закончить этот процесс до окончания занятия. В противном случае у вас появляется чувство, что вы продвигаетесь в никуда, и обучение продлится вечно.
Дорабатывая даже самое небольшое дело до завершения, вы ощущаете, что лёд тронулся, и вы достигли прогресса. Коэффициент полезного действия, маленький плод вашей работы — это первый шаг к спасению мотивации и стимула для движения в будущее к большим достижениям.
Индивидуальный подход в моей собственной методике
Такая система обучения разработана мной на собственной практике. Я не пытаюсь навязать определенный классический вариант обучения. Я подстраиваюсь под каждого ученика, будь он бизнесмен или школьник, политик или студент. У каждого человека есть собственное «Я», с которым я работаю повседневно, изучив его требования, составив необходимый период обучения, узнав характер, интересы, вкус и, конечно же, сильные и слабые стороны. Любой процесс обучения — это всегда творческий процесс, как со стороны преподавателя, так и со стороны ученика.
Я предлагаю все формы изучения английского языка:
• Разговорная речь — диалоги, монологи, истории и анекдоты, беседы на различные темы, разговорные клише
• Грамматика — теоретический и практический курс
• Письмо — диктанты, изложения, сочинения, резюме и деловая переписка
• Аудирование — аудиокурсы и аудиокниги
• Фонетика — звуки, транскрипция, правила чтения, интонация
• Чтение — учебные тексты, адаптированная или оригинальная художественная литература, статьи из зарубежных журналов и газет
• Лексика — тематический словарь, специальные пособия
• Перевод — письменный и устный
Резюме
Работая с группами учеников, я использую коммуникативный подход, т.к. считаю его самым эффективным. Этот подход очень результативен своей практичностью, ведь он специально создавался для работы в группах. Когда мы занимаемся индивидуально, этот подход не получается применить в полном объеме, и многое приходится адаптировать. На уроках я применяю комбинацию современных западных и отечественных методов обучения, включаю свои собственные разработки. Именно такой способ обучения является самым результативным, поскольку представляет собой синтез традиционного и современного подхода.