This website works best with JavaScript enabled

zag

 

Среда, 15 июня 2016 16:13

Ребенок учится говорить: это просто или непостижимо?

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

image008Естественный ли это процесс: новорожденный, который пытается издать звук и привлечь внимание мамы? Или это загадка природы: малыш, осваивающий речь для общения с окружающими? Нейрофизиологи, лингвисты и психологи восхищены этим процессом, а маме и папе младенца каждое слово кажется чудом. Ребенок минимум знает, но максимум умеет: произносит звуки, различает их, находит значения для новых слов, выбирает форму для каждого слова, создает первые предложения, учится их правильно понимать…

Вопросы языка, не дающие спать исследователям

Эксперименты и дневники, аудио и видеоматериалы — все это направлено учеными на исследование того, как малыши учатся говорить. К примеру, исследуя детский язык, онтолингвисты пытаются выискать секрет зарождения человеческих языков вообще. А если говорить о России, то в начале прошлого века исследователь и лингвист Гвоздев впервые начал вести дневник, собирая воедино анализ развития речи у своего сына Евгения. Позже это пригодилось ему в научных целях.

Общность различных грамматик

Многие ученые спорят о том, можно ли считать знания грамматики заложенными природой с рождения. Универсальны ли они и позволяют ли автоматически подготовить мозг новорожденного к освоению любого языка?

Ведь некоторые ребята могут из ниоткуда выудить нужное языковое средство, отсутствующее в русском, но присутствующее в английском. К примеру, дети легко объединяют два слова в другое и получают абсолютно новое значение, хотя подобного словосочетания вы в словаре не найдете.

image009

Если мы говорим о русском и английском языке, то знаменитый специалист С. Н. Цейтлин нашла в них подходящие для этих случаев примеры:

ü  тпру-ляля (жеребенок)

ü  гараж, который ребенок может назвать «биби-дом»

ü  множество птиц малыш обозначит повторением «пти-пти», что ярко выражено и в других языках, включая английский

ü  непереходный глагол в русском и английском по аналогии дети употребляют вместо переходного

Из этих примеров можно сделать вывод, что возможно универсальная грамматика все же заложена в каждом ребенке, однако эти знания используются им лишь частично.

Зачем знать, чтобы разговаривать и зачем разговаривать, чтобы владеть знаниями?

image010

Помогает ли язык ребенку познавать мир и что важно знать о мире, чтобы освоить говорение? Как приблизить сознание малыша к освоению грамматики? Как язык помогает маленькому человечку формировать определенные понятия в сознании? Все эти вопросы животрепещущи и ищут своих ответов. Но ученые сходятся в одном: эти знания (о языке и о мире) шагают в одну ногу. К примеру, позвать взрослого малыш желает чаще всего, потому и звательные формы существительных усваиваются им намного быстрее и проще.

Американский лингвист Ричард Кромер проследил за тем, как в языке детей появляется форма неопределенного глагола. Например, малыши находят выход из ситуации, когда некоторая словесная форма еще не освоена, но можно выразить ее значение с помощью уже освоенных форм: «now» и «yet» употребляют для выражения действия в прошлом. «Now I changed it» (Сейчас я изменил это), «I didn't make the bed yet» (Я еще не застелил кровать). Затем эти варианты заменяются более грамотными, с применением перфекта (I' ve changed it, I haven't made the bed). Обычно это происходит после 4 лет ребенка, хоть эту форму глагола ребенок слышит с пеленок.

Ребенок ищет удобство во всем, включая язык

Лингвисты обратили внимание и на то, что при осваивании любого языка у детей есть универсальные и специфичные особенности. Особенно интересными оказались наблюдения за малышами, которые владеют сразу двумя языками. Ученые Влахович и Микеш обнаружили, что одинаковая группа значений выражается детьми-билингами, к примеру, на венгерском языке намного раньше, чем те же значения на сербохорватском.

И тут мы находим, что это было удобнее для малышей. Почему? Потому что если взять, к примеру, значение локативности (для нас это предлоги «под», «в», «на»), то в венгерском языке их выражают суффиксы в конце слов, а в сербо-хорватском приходится еще сложнее — там нужно найти нужный предлог, а кроме того подобрать правильное падежное окончание.

image011

Именно американский психолингвист Дэн Слобин изучил результаты эксперимента и выявил, что малышам легче употребить нужный суффикс, нежели предлог. Также некоторые категории языка быстрее появляются в разговоре детей благодаря простоте своих правил и отсутствию исключений. Числа существительных осваиваются наиболее быстро как русскими, так и английскими малышами. В то же время, арабы-подростки часто допускают ошибки именно в этих категориях, ведь правила употребления единственных и множественных чисел там довольно непросты, к тому же, есть исключения. Потому при изучении иностранного языка важно учитывать и эти особенности.

Развивающийся мозг или записывающее устройство?

Для развития детского языка важны и такие методы, как подражание, имитация и повторение. Многим непрофессионалам кажется, что ребенок, осваивая новый язык, совершает лишь три действия: слушает, записывает в памяти и повторяет. Однако всё не так просто. Мозг ребенка отличен от мозга взрослого, а самообучение проходит не так, как процесс осваивания нового языка взрослым с помощью репетитора. А, к примеру, лепетать новорожденный начинает не только тогда, когда повторяет слова вслед за своими родителями. Они являются для него лишь языковым ориентиром.

image013

Психолингвисты изобрели термин «инпут» — он означает языковое окружение новорожденного. Это то, что «попадает» в мозг малыша из уст его родителей. Там эти знания анализируются, перерабатываются и присваиваются себе. В свою очередь, онтолингвисты изучают то, как малыш преобразовывает взрослый язык в детский, опираясь лишь на собственные возможности и поэтапно осваивая новые вершины разговорной речи.

Уже годовалый малыш воспринимает и запоминает последовательности звуков, предложений, порядок слов в предложении, а также образцы словосочетаний, которые создают его собственную языковую базу. В дальнейшем он не будет в точности воспроизводить уже услышанные предложения или сочетания слов, а создавать уже собственные на основе усвоенных языковых законов. Для этого не нужно бегать за карапузом с учебниками — достаточно лишь с ним общаться.

Общение со взрослыми

image015

«Обратная связь» с родителями для младенца также важна: если его первые слова понимают правильно, то этот ориентир помогает ему находить стимул к дальнейшему развитию речи. Малыш сам понимает ошибки, исправляет их, уточняет правильность, совершенствует навыки. А каждый взрослый становится невольным или сознательным учителем для ребенка, предоставляя ему множество паттернов речи для анализа и своевременно корректируя ошибки.

Знайте, что любой малыш по своей детской природе может считаться талантливым лингвистом: он анализирует язык родителей, самостоятельно узнает новые правила, применяет их на практике и мгновенно сравнивает сказанное с нормой, исследуя реакцию взрослых.

Малыш создает свой собственный язык

Очевидно, что осваивая новый язык, малыш не просто повторяет слова. В один или два года от роду ребенок нуждается в «переводчике»: близкие его понимают легко, а все остальные расшифровывают специфический детский язык с трудом.

Это происходит не только из-за плохой артикуляции детей, ограниченной лексики, неверной грамматики. Просто каждый ребенок изобретает свой собственный язык, понятный лишь ему самому и узкому кругу лиц.

image017Через частное к общему

Сценарий появления звуков в речи детей практически одинаков для всех: первыми появляются губные звуки, а «s», «l», «t», «d» немного опаздывают. Хотя бы потому, что произносятся они сложнее, а потому в их создании участвует не кончик языка, как у взрослых, а распластанная середина языка.  

Из-за недостаточно четкой артикуляции дети заменяют одни звуки другими, пропускают согласные, стягивают и переставляют звуки местами. Некоторые эти подмены понятны и предсказуемы («v» заменяется на «b»), а некоторые изобретаются самим ребенком (особенно это касается звука «r»). Некоторые звучания дети активно заимствуют из других языков, хотя их еще толком не знают.

Вообще произношение ребенка во многом определяется его возможностями. Однако некоторые малыши замечают, насколько усложняется понимание речи, если- она произносится неграмотно — и тогда они сами находят значимые звуки, влияющие на смысл сказанного, и учатся произносить их четче.

image019

К примеру, в русской фонетике почти нет разницы в том, насколько долгим является звучание определенных гласных звуков. Тогда как в английском языке этот факт определяющий для смысла слова. Отличить «sheep» от «ship» по звучанию довольно важно, так же как и обратить внимание на выдох при произнесении некоторых согласных звуков (вроде «p») или дифтонгов. Все это поможет ребенку не путать слова и находить правильное.

Акустический состав звуков при этом не всегда совпадает с артикуляционным, потому что малыш пока не всё умеет произносить, хотя отлично различает звуки. Исследователь Миллер в середине прошлого века записал диалог с девочкой по имени Litha, которой едва исполнилось три года:

– Litha?
– Нет, Litha.
– А! Lisa.
– Да, Litha.

Она уже умела выговаривать и различать межзубный звук «s» и «th», однако осознавала и то, что разные слова появляются именно потому, что в них используются разные звуки, а потому имя «Lisa», в котором звучит «th» — вовсе другое имя.

image020

Язык малыша сквозь время

Детский язык изменяется и совершенствуется вместе с возрастом малыша, который постигает все новые вершины лингвистических «догадок» и улучшает собственные возможности. Каждому возрастному периоду соответствует свой язык, не только с обновленной фонетикой, но и с лучшим синтаксисом, правильной грамматикой, широкой лексикой.

Первая детская попытка говорить подобно взрослому — это гуление в 2 месяца. Известно, что распевные гласные звуки произносят даже глухонемые малыши. Лепетание начинается с полугодовалого возраста: это целые цепочки звуков, среди которых уже встречаются и согласные. Новорожденный получает удовольствие от своих языковых тренировок, обучаясь при этом тому или иному новому звуку, проговаривая слоги и выражая таким образом свои эмоции.

image022

Интонация в речи собеседника также немаловажна: с ее помощью малыш определит ваше настроение и поймет, что от него требуется. В английском языке благодаря специфической интонации ребенок различит тип предложения: вопросительный, повествовательный или восклицательный. Даже на комплексы звуков малыш не обратит такого внимания, как на интонацию.

Практически к году малыш осваивает долгожданное «mom» и «dad». Чтобы речь была комфортной, ребенок выбирает nursery language — язык нянь, в котором часты употребления повторений и звукоподражания. В английском языке они во многом перекликаются с «до-словами» из других языков. При этом одно слово может включать широкий спектр значений, обозначая даже целую группу предметов или явлений.

Словесные эксперименты

image023Слова ребенок тоже учится составлять сам, словно строит из кубиков башенку. Когда предложения становятся двусложными, то слова в них не спешат подстроиться друг под друга по своей форме. В английском языке дети применяют универсальные слова, которые не всегда нужно адаптировать друг под друга: allgone sticky (я уже не грязный), allgone outside (дверь закрыта, улица закончилась), more page (прочти мне еще), more car (покатайся со мной на автомобиле еще), more high (наверху можно достать еще больше конфет), other fix (цепляй другие вагончики), this do (нужно сделать еще и это).

Многие психолингвисты, которым интересна детская речь, упоминают «опорные» или «осевые» слова (pivot words). Их преимущество состоит в том, что грамматические действия практически не нужны для того, чтобы создать с ними новое предложение. Кроме того, употребляемое детьми опорное слово по-детски хитрое: в предложении оно занимает всегда фиксированную позицию. Грамматика детского языка таким образом подстраивается под грамматические конструкции языка взрослых, становясь все более совершенной и соответствующей правилам.

Прочитано 660 раз
Поделитесь с друзьями материалом и участвуйте в акции! (подробности в разделе "Акции")
Вадим Субботин

Высококвалифицированный и аттестованный Американским университетом репетитор английского языка, работающий в Москве и Московской области, профессиональный переводчик по финансовому менеджменту и  банковскому делу.

www.superteacher.ru

Отправьте сообщение 

Пишем сообщение сюда.

Начало обучения 

Для начала обучения вам необходимо связаться со мной и уточнить некоторые моменты.

Сделать это несложно:
Skype: superteacher.ru
Тел.: +79261343231
Или написать
info@superteacher.ru

Яндекс.Метрика

Разработано jtemplate модули Joomla

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440